Крейсерок

Первый памятник морякам-тихоокеанцам.

Памятник экипажу шхуны "Крейсерок" был установлен во Владивостоке к 8 годовщине памяти погибших моряков.

Скромное сооружение на гранитном постаменте из красных гранитных валунов, напоминающее каменный остров, обвитое морской цепью с якорем на вершине и сломанным штоком, рядом приспущенный Андреевский флаг - символ скорби по морской традиции.

Обрамлённое якорной цепью натянутой на старые орудийные стволы.

Это был первый памятник на побережье Тихого океана дальневосточным морякам, погибшим при исполнении своего долга.

Памятник экипажу шхуны Крейсерок

"Крейсерок" был паровой шхуной оснащенной парусами, он был конфискован по решению суда у американских контрабандистов за три года до своей гибели в августе 1886 г. у побережья Чукотки возле мыса Дежнёва. Под американским флагом шхуна называлась "Генриетта",  в момент задержания её трюмы были забиты китовым усом и клыками моржей, на борту находилось более 500 шкурок лисы и других зверей.

В 19 веке "охотничий азарт" у тихоокеанских берегов России был велик, особенно свирепствовали, по словам современников, янки - американцы, не очень-то отставали от них и англичане, и французы, и японцы.

Японию больше интересовали морепродукты, тихоокеанский лосось и киты, всё это они практически уничтожили у своих берегов, потому разбойничали у наших.

В Европе и Америке в то время был невероятно высок спрос на мех морских животных, китовый ус и моржовый клык,  американские и европейские браконьеры промышляли морского зверя. Сотни судов устремлялись к российским берегам, часто они были вооружены, вели себя нагло, беспощадно уничтожая всё вокруг.

В результате такого хищнического нашествия "джентльменов удачи" популяции морских котиков и каланов были на грани уничтожения, значительно уменьшилась популяция китов.

Одной из задач Тихоокеанского флота, который тогда назывался Сибирской флотилией, была охрана лежбищ морских животных и пресечение разбойничьей деятельности браконьеров.

Наказание за браконьерство было суровым - конфискация и ссылка на каторгу от 5 лет и более, но соблазн быстро разбогатеть был велик, в иные годы к берегам подходило до 200 судов.

"Генриетту" переименовали в "Крейсерок", в честь клипера "Крейсер", который её захватил, судьба у шхуны оказалась недолгой и печальной, но героической.

Некоторое время судно занималось гидрографическими исследованиями и перевозкой грузов, а затем было командировано на охрану морских зверей к острову Тюлений, огромному уникальнейшему на тот момент лежбищу.

Командиром шхуны был назначен Сергей Россет, 32-летний офицер, начальник караула (погранзаставы) острова Тюлений, по неоднократной просьбе которого  и прислали судно.

Но уже через 20 дней после начала патрулирования, в проливе Лаперуза ночью они попали в шторм, командир стоял у  штурвала, когда шквалистый ветер разогнул крепление паруса к мачте и её конец ударил Россета, оглушил и отбросил в бушующие волны, найти его не удалось. "Крейсерок" остался без командира.

Именем Сергея Россета потом назовут мыс и маяк в Амурском заливе, бухту у острова Феклистова, несмотря на молодость он успел сделать многое, а своими личными качествами завоевать симпатии сослуживцев и всех, кто его знал. Будущий адмирал Макаров высоко ценил его, панихида его памяти во Владивостоке собрала множество горожан, которые начали сбор средств на его памятник.

В следующую навигацию 1889 г. "Крейсерок" вышел под командованием лейтенанта Дружинина, когда в июне они подошли к острову, то поняли что опоздали, на берегу они насчитали более 700 убитых зверей, половина из которых лежала здесь ещё с осени, а часть была убита недавно.

Это надо было пресечь, нельзя было позволить безнаказанно хозяйничать иностранным браконьерам в наших водах.

Пока шхуна патрулировала вокруг острова, подойти к нему никто не рисковал, но к осени, к концу навигации на горизонте уже начинали маячить паруса в ожидании ухода русских и предвкушении кровавой резни.

Пора было уходить, оставаться становилось опасно, приближался сезон осенних штормов, большинство зверей уже покинуло лежбище, в воде они были ни так уязвимы, но часть ещё оставалось и, кроме того, велико было желание объяснить незваным гостям, что им нечего делать на русских берегах.

Художник Валерий Шиляев -  "Крейсерок" и "Рози" у острова Тюлений

Моряки решили устроить засаду, "Крейсерок" сделал вид что ушёл, спрятавшись за мысом Терпения, часть команды высадилась на берег, наблюдая за морем, они должны были подать сигнал, когда бандиты начнут приближаться к острову.

Приманка сработала, на "крючок" попалась американская шхуна "Рози", когда часть команды американцев высадилась на берег, они были схвачены нашими моряками с поличным, оставшиеся на "Рози", увидев такой поворот событий, попытались сбежать, но из-за мыса появился "Крейсерок",  короткий бой и шхуна была задержана.

Для дальнейших разбирательств, решено было американскую шхуну конвоировать во Владивосток, для этого на её борт поднялись шестеро моряков, командиром был назначен лейтенант Андрей Налимов, помощником Василий Корсунцев, на шхуне осталось 8 американцев, остальных пересадили на "Крейсерок".

Суда следовали друг за другом, но ночью поднялся шторм, волны разбросали шхуны и они потеряли друг друга из виду, компас на "Рози" не работал, американцы специально вывели его из строя, в итоге "Рози" налетела на мель и дала течь.

На воду спустили вельботы, сначала в него сел русский матрос Иван Крыжев, следом стали спускаться американцы, они устроили свару, ударили ножом в шею матроса Ивана Трапездникова, который пытался их образумить, и перерезали канат соединявший их со шхуной.

Из тех, кто остался на "Рози" выжил только Василий Корсунцев, чудом ему удалось добраться до берега и дойти до местных орочей, от него потом и узнали подробности происходившего на американской шхуне, Ивана Трапездникова, Тихона Зеленкина и Павла Савинова вместе с их командиром Андреем Налимовым поглотило холодное море.

Шхуна "Алеут", художник Валерий Шиляев

Вернули на берег волны только тело Налимова и местные жители похоронили его, а пришедшие на смену "Крейсерка" на следующий год моряки шхуны "Алеут" сделали ему памятник.

Шлюпку с американцами и Иваном Крыжевым на борту подобрал "Крейсерок", перед тем как взять курс на Владивосток, 25 октября шхуна делала остановку у мыса Крильон, там их видели в последний раз, до Владивостока они не дошли.

Через некоторое время обломки сторожевой шхуны обнаружили у берегов Японии. Официальная версия, что судно погибло из-за обледенения, море крепко хранит свои тайны, но по Владивостоку ходила другая версия.

На борту было 15 русских моряков и 15 американцев, которым совсем не хотелось попасть на каторгу,  возможно они попытались завладеть судном и всё это закончилось катастрофой, в то, что Дружинин не смог бы довести шхуну до родного порта даже в это время года не поверили, он был очень опытным моряком и команда была сильная, хотя погода и впрямь была сурова к ним - шторм со снегопадом при минус 15.

На памятник "Крейсерку" собирали всем миром, рядом с именами погибших моряков было и имя Сергея Россета, торжественное его открытие произошло во Владивостоке 28 октября 1897 г. в саду Морского Собрания, теперь это сквер у Матросского клуба, через два дня после открытия памятника адмиралу Геннадию Невельскому, в закладке которого участвовал цесаревич Николай.

Революция выбросила на свалку всех прежних героев, с памятника убрали все буржуйские символы и таблички, якорь и цепи, а на вершину водрузили памятник Ленину.

фото Андрей Михайлов

В 60-х годах прошлого столетия памятнику попытались вернуть прежнее значение, но реставрировали его только в 2008 г., пока не полностью, на нём нет имён, только одна табличка напоминает об отважных моряках.

Экипажу шхуны Крейсерок погибшему в 1889 году

.

.

Статьи по теме - Памятники и скульптуры Владивостока

Тихоокеанский флот

Валерий Шиляев - приморский художник-маринист

Морские котики

Каланы

Лосось

Крейсерок: 22 комментария

  1. Lada

    Удивительная история этого памятника. И как всё-таки отражаются на них эпохи, вот и в наши дни рушат. А фамилии таких героических людей со шхуны «Крейсерок» люди должны помнить, — хотя бы те, кто продолжает их дело.

    1. admin Людмила Автор записи

      Удивительная история этого памятника. И как всё-таки отражаются на них эпохи, вот и в наши дни рушат. А фамилии таких героических людей со шхуны “Крейсерок” люди должны помнить, – хотя бы те, кто продолжает их дело.

      Надеюсь, Лада, что таблички с именами сделают всё-таки

  2. Галина

    С детства взахлеб читала истории о мореплаваньи и русских моряках. Они достойны памяти, жаль, истории многих вообще не дошли до наших дней. Хотя, может, когда-нибудь станут и они известны…

    1. admin Людмила Автор записи

      С детства взахлеб читала истории о мореплаваньи и русских моряках. Они достойны памяти, жаль, истории многих вообще не дошли до наших дней. Хотя, может, когда-нибудь станут и они известны…

      К сожалению, Галя, память коротка и архивы не всегда сохраняются

  3. Наталья

    Касаясь последних событий, очень рада, что и на другом краю России, в Севастополе, есть такие же памятники, как во Владивостоке.

    1. admin Людмила Автор записи

      Касаясь последних событий, очень рада, что и на другом краю России, в Севастополе, есть такие же памятники, как во Владивостоке.

      Точно такой же памятник стоит в Кронштате клиперу «Опричник»

    1. admin Людмила Автор записи

      Считаю, что все, что связано с историей нашей Родины, должно быть отражено в любом городе России.

      Знать историю и сохранять её памятники это важно

    1. admin Людмила Автор записи

      Хотелось бы видеть памятник истинным героям, а не истуканов на их месте. Не перестаю удивляться богатой истории Владивостока.

      История у нас очень богатая, жаль не всё сохраняется

  4. Татьяна

    Людмила, потихоньку получается небольшая энциклопедия о Приморском крае и Дальнем Востоке! Я проведя там свое детство, не знала таких вещей. И только уехав оттуда на другой край земли… 🙂 и через много лет, узнаю такие удивительные вещи! Как все же надо любить эту суровую и прекрасную землю!

    1. admin Людмила Автор записи

      Людмила, потихоньку получается небольшая энциклопедия о Приморском крае и Дальнем Востоке! Я проведя там свое детство, не знала таких вещей. И только уехав оттуда на другой край земли… 🙂 и через много лет, узнаю такие удивительные вещи! Как все же надо любить эту суровую и прекрасную землю!

      До энциклопедии мне ещё далеко, Танюша, но попробую сделать что в моих силах

  5. Алена Яснева

    Спасибо!Людмила,благодаря Вам,узнаю удивительные исторические места вашего города..

    1. admin Людмила Автор записи

      Спасибо!Людмила,благодаря Вам,узнаю удивительные исторические места вашего города..

      Город у нас молодой по меркам истории, но богат историческими местами и событиями

    1. admin Людмила Автор записи

      Такой скромный памятник такой исторической шхуне…

      Скромный, но главное, что он есть, восстановили и память жива

  6. Александр Каратаев

    Американцы всегда были бандитами, что в то время, что сейчас. По сути ничего не изменилось. Достаточно вспомнить как вообще это государство образовалось — весь сброд со всего света кинулся за золотом туда…
    А Россия почему-то всегда оказывалась в меньшинстве и геройствовала, когда побеждая, а когда и нет. Но честь свою не роняла никогда.
    Жаль что памятник до конца не отреставрировали — нужны имена. Но то, что он есть — позволяет нам гордиться историей России!
    Людмила, спасибо Вам за такие статьи — это очень важно и нужно.

    1. admin Людмила Автор записи

      Американцы всегда были бандитами, что в то время, что сейчас.

      По большому счёту и Европа строилась на награбленные деньги, потому им ближе американская психология, а у России основной стержень всё-таки другой, есть внутренний закон, внешний не всегда работает, а внутренний как в библейских канонах, может их и писали с законов наших предков

  7. Александр Каратаев

    По большому счёту и Европа строилась на награбленные деньги…

    Ну да, они вообще по сути все пришлые. Откуда-то пришли и постоянно что-то друг у друга отвоёвывали. Только вот у наших далёких предков отвоевать ничего не удалось…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *