Теплоход Любовь Орлова

В 2013 г. бывший советский теплоход "Любовь Орлова" наделал много шума в мире, когда новые владельцы судна решили отправить его на металлолом и с этой целью отбуксировать его из Канады в Доминиканскую республику.

Мегазвезда советского кино "воплотившись в пароход" наотрез отказалась быть порезанной на гвозди и во время сильного шторма в конце января, оторвавшись от буксира, ушла в свободное планание по холодным волнам Атлантики.

Свою последнюю роль "Летучего голландца" она сыграла по всем законам жанра, собрав многочисленных поклонников по всему миру.

Почти год она будоражила сми, появлялись сообщения о том, что её засекли радары, потом следы опять терялись, с одной из её шлюпок пришёл сигнал "SOS", но спасатели в этом районе никого не обнаружили.

Её заметили у берегов Северной Ирландии, но она опять ушла из-под носа, были сообщения-ужастики, что она идёт к берегам Англии с полчищем крыс-каннибалов на борту.

Искатели приключений пытались её найти самостоятельно, Пим де Родес бельгийский искатель сокровищ предпринял как минимум две попытки, по его словам оба раза был на грани успеха, но всегда появлялись какие-то препятствия.

А поклонники меж тем создавали группы в соцсетях, делились новостями и обсуждали разные идеи по поводу дальнейшей судьбы лайнера когда его найдут, от создания музея, до создания независимого государства на нём.

Ну а предприимчивые люди на волне интереса стали продавать в интернете сувениры с надписью на разных языках "Ты видел Любовь Орлову?".

Прощальный привет от неё пришёл 24 декабря, накануне католического Рождества, больше вестей не было.

Свое первое плавание 100-метровый красавец теплоход совершил летом 1976 г. из Югославии, где был построен по заказу СССР, в порт приписки Владивосток, в советское время в основном работал на внутренних линиях Приморье-Камчатка-Курилы, обычные пассажирские рейсы.

Но у судна с таким именем просто не могло не быть необычных страниц.

В 1979 г. теплоход "Любовь Орлова" был отправлен с грузом гуманитарной помощи в Кампучию, ныне Камбоджа.

После разгрома "красных кхмеров" во главе с Пол Потом, страна лежала в руинах, население уменьшилось почти в два раза, кампучийцы отчаянно нуждались во всём - медикаменты, продукты питания, одежда и т.д.

В городе Кампонгсаом, где судно стояло на рейде из 65 тыс. жителей осталось 790 человек.

Через несколько дней после прибытия теплохода, из джунглей стали возвращаться дети оборванные и истощенные до предела. Сердца наших моряков и докеров дрогнули, первым делом они решили помочь в строительстве детского дома.

В свободное от основной работы время, по собственному почину, они возводили детский дом, а потом взяли над ним шефство и отдали в него всё что могли - полотенца, занавески, клеёнки, постельное бельё, посуду, свою собственную одежду, оставляя только то, в чём можно было дойти до дома.

Были даже казусы, когда команда находкинских докеров перед отходом на родину вернулась из детского дома в одних плавках, оставив там всё что было на них и тут объявили, что теплоход задерживается ещё на месяц, пришлось уже для них "скрести по сусекам" одежду 🙂

Первый рейс в Кампучию продлился больше года, судно выполняло роль гостиницы для наших специалистов, помогавших восстанавливать разорённую страну и докеров, разгружавших приходящую гуманитарную помощь.

По возвращении планировалось что их место займёт другое судно, но кампучийцы попросили прислать "Любовь Орлову", встречали их как самых дорогих гостей, на причал пришёл практически весь город, для них устроили настоящий праздник.

Теплоход и его экипаж стали символом братской помощи для кампучийцев, а по большому счёту символом жизни, моряков наградили кампучийскими медалями, на родине советскими орденами и медалями, а сам теплоход получил орден "Дружбы народов", единственное пассажирское судно заслужившее такую награду.

Подшефный детский дом в Кампонгсаоме назвали в честь моряков детдом имени теплохода "Любовь Орлова", а в 1980 г. вышел документальный фильм "Максимка из Кампучии", о детдомовском кампучийском мальчике и жизни моряков в кампучийском порту.

Другие корабли приходила в порт с гуманитарным грузом и их экипажи принимали живое участие в жизни кампучийцев, и встречали их с такой же радостью, но "Любовь Орлова" была первым судном, которое появилась в самое трудное время и помощь была так своевременна, потому к ней особое отношение.

капитан Георгий Фёдорович Симак помощник капитана по пожарно-технической части Галина Ивановна Родионова

начальник экспедиции Михаил Федорович Робканов

Коваль Владимир Максимович бригадир находкинский докеров

Кузнецов Анатолий Александрович бригадир владивостокских докеров

А у экипажа было особое отношение к самой Любови Орловой, что не удивительно, они представляли страну с её именем на борту.

Моряки первыми организовали музей памяти замечательной актрисы, собирали что могли, публикации, фильмы с её участием, в музыкальном салоне висел её портрет, Мосфильм подарил фотомонтаж её ролей, Григорий Александров присылал приветственные радиограммы, приезжал в гости её "киношный сын" по фильму "Цирк" Джеймс Паттерсон.

Любовь Петровна и Джеймс поддерживали добрые отношения и, когда он поменял погоны старшего лейтенанта Черноморского флота на стезю поэта, публициста и общественного деятеля, у них было несколько совместных выступлений.

У Джеймса было много добрых слов о своей "киношной маме", он всегда отзывался о ней с большой теплотой и ему было что рассказать.

Джеймс Паттерсон

В 1999 г. "Любовь Орлова" разделила участь всего дальневосточного пассажирского флота, её продали.

Американская компания, выкупившая судно, провела ремонтные работы в соответствии со своими требованиями, повысив комфортабельность кают и теплоход стал круизным лайнером, теперь он совершал туры  к берегам Антарктиды.

Редкий случай, но лайнеру оставили прежнее название "Lyubov Orlova".

Потом была опять смена собственников и флагов, а в конце 2010 г. разразился скандал, судно арестовали в порту Канады Сент-Джонс за долги, на борту был в основном российский экипаж и двое украинцев.

После двух лет тяжб и разбирательств, было решено отправить лайнер на металлолом в счёт погашения долгов.

И в момент транспортировки непокорная "актриса", кстати так назывался этот класс пассажирских судов, сбежала на волю волн и ветров, они унесли её в вечность...

Рубрика - Вошедшие в историю

Похожие статьи - Крейсерок

Теплоход Любовь Орлова: 37 комментариев

  1. Валентина

    Людмила, очень интересный рассказ о теплоходе, о команде. Для меня это новая информация. Про Компучию мы в общих чертах проходили без всяких подробностей. Надо же, какая судьба у теплохода. Не зря говорят: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

    1. Татьяна

      Вообще, с судами это очень особый случай. Там каждая мелочь, каждый знак, имеет в судьбе каждого судна особые особенности… ))) И тому масса примеров! Ща… ))) не вспомню сразу, но в Сети очень много, если поискать… Прямо реальная мистика!!!

  2. Елена

    Вот это рассказ! Потряс до глубины души. Возвращались в плавках, отдав последнее детям. Боже, кем же мы были в СССР? Ведь большинство людей были такими. Особенно в Приморье! Спасибо, Людмила за рассказ.

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Спасибо за отзыв, Елена!
      Недавно узнала продолжение фразы, над которой в своё время хохотала вся страна — «В СССР секса нет», а продолжение такое — «У нас есть любовь!»
      В СССР всего хватало и хорошего и плохого, но ориентиры были на добрые отношения, взаимопомощь, на светлую мечту, это было ценностью…

    2. admin Лапаева Людмила Автор записи

      У нас одно время была передача «Дальневосточный характер», вот это и есть яркий пример дальневосточного характера

  3. Надежда Суптеля

    Людмила, какая трогательная история теплохода имени Любови Орловой. Вот она русская душа и русский характер: помочь, сняв с себя всю одежду и остаться в одних плавках,. Это по русски!!! Спасибо, я немножко слышала про этот теплоход, но как он убегал из под носа… Интересно было бы узнать, что дальше произошло, после того как сбежала на волю волн и ветров, они унесли её в вечность… Ведь там экипаж был, что с людьми стало — узнать бы….

    Ну все Людмила, я перешла на защищенное соединение еще в апреле, вчера меня Яша обнулил. Буду наблюдать за своим экспериментом, полагаю что в течение месяца все восстановится.

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Экипажа на судне не было, если бы был, там был бы совсем другой расклад, кто-то из специалистов давал комментарий по поводу сигнала «SOS», он был с одной из шлюпок, что там сработала автоматика при ударе о воду, возможно шлюпку сорвало во время шторма и она затонула. Уходило судно без экипажа, на буксире. Есть правда шанс, что кто-то из авантюристов забрался в пустой теплоход, но где-то через пару недель, кажется, он очень близко подходил к нефтяной платформе, там боялись столкновения, в этот момент их вполне могли бы снять, если бы там кто-то был, но никто признаков жизни не подавал.

      Мне тоже надо бы на новый протокол перейти, но пока вроде это не критично, а Яша при переходе обнуляет?

      1. Надежда Суптеля

        Людмила, спасибо за информацию, что никого не было на теплоходе, аж отлегло от сердца.

        Да, Яша обнуляет, но как написала мне Ирина Лукшиц, у нее ТИЦ через месяц восстановился. Получается, что пока по новым ссылкам Яша не переиндексирует все статьи — будет стоять ТИЦ нулевой. Оно вроде просто, а я как кинулась, а там… В общем готовлю статью про свой переход на https. Дня через 4 будет готова статья. Там в настройках менять нужно, счетчик новый в Лайфе регистрировать, потом в роботсе прописывать, дальше: в файле чтацесс тоже прописать нужно код. Людмил, приготовлю статью с картинками, потом забегу к Вам.

        1. admin Лапаева Людмила Автор записи

          Хорошо, буду ждать, когда-нибудь тоже надо переходить

  4. Миша

    Очень интересный рассказ. Интересная история судна, возможно, еще не законченная. Я про это судно не слышал или слышал да забыл. Про моряков и долги я точно слышал. С развалом Союза мы все-таки многое потеряли.

  5. Александр Каратаев

    Не знал про этот теплоход. Рассказ не оставляет равнодушным. Та страна, те люди, отношения, душевные порывы вспоминаются только добром.
    Судьба теплохода показательна — он не покорился.

  6. Ольга

    Добрый день, Людочка! Спасибо за столь замечательный рассказ! Вот он — русский характер!

  7. Алевтина

    Очень интересная история, я тоже не знала даже про такой теплоход, а теперь буду знать и помнить. В Советском Союзе люди были другие, могли и последнее отдать. Спасибо за рассказ, как то он захватил меня.

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      На ютубе документального фильма я не нашла, есть запись передачи «От всей души» Владивосток 1984 г., но там стоит запрет на встраивание, так бы я его поставила, информация про Кампучию оттуда, остальное из разных источников.

  8. Анна

    Потрясающая статья! Я вообще очень люблю истории о теплоходах, а это новая для меня информация. Читала с большим интересом! Спасибо!

  9. Наталья

    Людмила, спасибо за такой интересный рассказ о теплоходе «Любовь Орлова». Пока читала, вернулась в ТО время. Ведь и в самом деле так жили. И посылки собирали. И мальчишки сбегали из дома, бороться за чью-то свободу.
    Ушедшее время, потерянная страна.

  10. Юлия

    Я работала на Орловой в 2006-2007 г.Долгих 10 месяцев,которые пролетели как один.И семья моя ,у меня появилась благодаря этому лайнеру.Спасибо ему огромное за это .Я очень хочу,чтобы Любовь Орлова нашлась!Да-да нашлась,хотя это и нереально.Не хочу верить,что все хорошее,что там было -утонуло.

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Всё хорошее что там было осталось с Вами навсегда, в Вашей памяти…

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Нынче у нас остались только воспоминания, но зато есть что вспомнить…

  11. Вячеслав

    Плавал в детстве много раз вдоль побережья Приморского края на «Орловой» и других теплоходах «Садовской», «Андровской». Прям, круизы были!

  12. Лада

    Удивительная история… Что до Орловой, то в последние годы жизни она тоже скрывалась, вела замкнутый образ жизни, избегала интервью и всяких контактов. Она очень боялась выглядеть не такой, какой была на экране. Похоже, теплоход повторяет её судьбу.

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Да, есть что-то мистическое в судьбе судна, созвучное судьбе актрисы

  13. Андрей

    Я, Скиданов Андрей Иванович, работал капитаном т/х «Любовь Орлова» с 1998 до осени 2000 года.
    Сначала линейные рейсы Новороссийск- Стамбул, затем Антарктида-Амазонка-Арктика. С 1997 г. на судне был поднят флаг Мальты, судно зарегистрировано в порту Валлетта. Судовладелец — «LOSCO» (Lyubov Orlova Shipping Company). С 1999 г. судно было взято в тайм-чартер канадской компанией для груизных рейсов «на края земли», для рейсов в Антарктиду, затем по Амазонке и Арктике (Гренландия, море Баффина, пролив Ланкастера, северная Канада). Очень интересная судьба судна, интересные (но трудные) рейсы. На этом судне я впервые стал капитаном, мне его жаль как родного человека……..

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Спасибо за отклик, Андрей Иванович!
      Я сама ни разу не была на борту теплохода, видела несколько раз с берега, не более того, но его необыкновенная история очень тронула меня, захотелось чтобы осталась память и о самом судне и о людях, которые на нём работали.
      У Левитанского есть строчки «каждый выбирает по себе…», судно тоже притягивает экипаж «по себе», который и делает его судьбу интересной и свою судьбу тоже.
      Я бы с удовольствием написала о других трудных и интересных рейсах или опубликовала Ваши воспоминания о них.

  14. Галина

    В статье есть неточность, написано: «начальник экспедиции Михаил Федорович Рассказов», а фамилия его- Робканов!

    1. admin Лапаева Людмила Автор записи

      Большое спасибо, Галина! Уже исправила, записывала на слух с передачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *